Учебно-методическое обеспечение

личностно-ориентированного обучения

в средней школе

Председатель Совета АНО «Информационный и образовательный фонд» руководитель научно-эксперементальной площадки на базе СОШ№ 24 г. Набережные Челны к.э.н., В.Д. Скоробогатов

Одной из центральных проблем, влияющих на подходы и направления реформирования российской системы школьного образования, является всевозрастающее противоречие между увеличивающимся объемом знаний в обществе и возможностями каждого индивида по их усвоению.

Решением этой проблемы является переход к новой парадигме школьного образования. Дело в том, что разрешение этого противоречия лежит только в отказе от культивируемого в сознании нашего общества в советский период образовательного идеала, когда задачей школы было подготовить к самостоятельной жизни «всесторонне развитую личность». Новая парадигма образования требует от школы другого, т.е. школа должна за время обучения максимально развить способности каждого учащегося к самореализации.

Педагоги и вся система образования должны создать в процессе обучения такие условия, которые обеспечили бы учащемуся право самому строить свою индивидуальную образовательную траекторию, как основу своего непрерывного профессионального образования, в процессе всей его активной трудовой деятельности.

Таким образом, ядром системы образования провозглашается личность обучаемого, а значит, личностно-ориентированные педагогические технологии должны быть основными в учебном процессе.

Основными принципами личностно-ориентированного обучения являются:

·        ведущая роль теоретических знаний;

·        предоставление учащимся возможности изучения материала в собственном темпе при поддержании общего высокого темпа изучения;

·        активное включение учащихся в процесс обучения;

·        систематическая работа над развитием всех учащихся;

·        перенесение методов, педагогических приемов и способов учебной работы во внутренний план личности учащегося и обеспечение условий успешного овладения ими учащимися в процессе их самостоятельной работы с учебным материалом;

·        познавательная деятельность (а не преподавание) становится ведущим в тандеме «Учитель ¾ Ученик»;

·        построение каждым учащимся индивидуальной образовательной траектории и предоставление ему возможностей для успешной ее реализации.

Материализацией такой педагогической технологии должны стать электронные учебные издания, новая организация учебного процесса и информационные технологии.

Почему же мы говорим о возрастающей роли информационных технологий в образовании при реализации инновационной педагогики?

Главным фактором, определяющим высокий педагогический результат, является степень осмысления обучаемым знаний, передаваемых педагогом, что возможно только тогда, когда обучаемый будет играть все более активную роль в процессе передачи и усвоения учебного материала. Построить и реализовать свою индивидуальную образовательную траекторию учащийся сможет лишь при условии, если именно в школьные годы у него воспитают и разовьют необходимый уровень информационной культуры, которая, наряду с культурой речи, культурой поведения и т.п., становится обязательной составляющей общечеловеческой культуры и ценностей. Человек, не обладающий этой культурой, т.е. знаниями правил поиска, обработки и восприятия, пониманием и использованием информации, что составляет основу информационных технологий, лишается одного из основных адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме.

На рис. 1 представлена схема взаимодействия педагога и обучаемого при использовании традиционной технологии обучения при классно-урочной системе образования.

Рис. 1. Взаимодействие учителя с учащимися при использовании традиционных технологий обучения «Учитель — Содержание — Учащийся»

При такой организации учебного процесса учитель, сформировав содержание в виде содержательной учебной информации, объясняет его учащимся, которые должны воспринять это содержание, усвоить, а затем воспроизвести его учителю. Таким образом, учитель является единственным источником учебной информации, а учащимся отводится пассивная роль в учебном процессе.

При переходе к организации личностно-ориентированного обучения и реализации его основных принципов в педагогической технологии мы должны активизировать роль учащегося в процессе обучения с использованием новых педагогических технологий, которые обеспечивали бы организацию обучения по схеме «Учащийся ¾ Содержательная учебная информация ¾ Учитель».

Рис. 2. Взаимодействие учителя и учащегося в процессе обучения

«Учащийся — Содержание — Учитель»

При такой организации учебного процесса (рис. 2) учащийся имеет доступ к содержательной учебной информации, причем она может быть большей по объему, чем может учитель передать ее за время, отведенное учебным планом для изучения конкретной дисциплины. Учитель перестает быть единственным распространителем содержательной учебной информации (содержания), а учащийся из объекта обучения (приемника содержания образования) становится равноправным субъектом познания и получает свободный и самостоятельный доступ к качественной содержательной учебной информации. Но для того чтобы ученик стал активным субъектом учебной деятельности, учителю необходимо предоставить средства для проектирования и «доставки» ученику индивидуальных дидактических материалов. Другими словами, учитель выступает больше в роли организатора и компетентного консультанта активной и самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Одной из проблем, возникающих при применении информационных технологий в учебном процессе, является проблема «сопротивления учителей», которая вызвана противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулированного и поддерживаемого информационными технологиями.

Это противоречие может быть значительно сглажено методологией и методикой применения двух педагогических технологий, представленных на рис. 1 и 2, при организации учебного процесса (рис. 3).

Рис. 3. Организация личностно-ориентированного обучения

при организации учебного процесса при классно-урочной системе

На рис. 3 показано, что для организации личностно-ориентированного обучения учитель должен иметь возможность построить для каждого учащегося оптимальное соотношение между временем обучения по традиционной технологии (на рисунке показано сплошными линиями) и временем его самостоятельной работы с учебным материалом по спроектированной для него индивидуальной образовательной траектории (на рисунке показано пунктирными линиями), т.е. при активизации познавательной деятельности учащегося. В этом случае воспроизведение учащимся своих знаний учителю должно происходить только после «объединения объемов знаний», полученных учащимся на уроке и при самостоятельной его работе с учебным материалом по индивидуальному заданию, выданному учителем.

Такая методология и методика достигается при организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения с использованием электронных образовательных комплексов (далее ЭОК), разработанных специалистами и учеными-педагогами лаборатории информационных технологий Института общего образования Минобрнауки РФ и фирмы «ИнфоФонд».

ЭОК по предмету включает в себя два самостоятельных и тесно взаимосвязанных между собой учебно-методических комплекса (далее УМК) с мультимедийными приложениями: УМК для учителя и УМК для учащегося.

Учебно-дидактические материалы мультимедийных приложений ЭОК любой группы представляют собой систему взаимосвязанных информационных объектов. Все учебно-дидактические материалы мультимедийного приложения привязаны к единой учебной программе, которая соответствует государственным стандартам и программам по каждой дисциплине и разбита на одноименные разделы, главы, темы и параграфы.

УМК для учащегося состоит из:

·      учебного пособия, методического пособия или руководства по решению задач с навигациями, подсказывающими, когда и к каким учебно-дидактическим материалам его мультимедийного приложения необходимо обратиться (является дополнительным учебным обеспечением к любому основному учебнику, по которому ведется обучение на средней и старшей ступени данной школы);

·      рабочей тетради или сборника заданий и задач для самостоятельного решения с навигациями, подсказывающими необходимость обращения к определенным учебно-дидактическим материалам мультимедийного приложения, а также к учебному пособию, методическому пособию или руководству по решению задач;

·      мультимедийного приложения с учебно-дидактическими материалами, которые помогают учащемуся сформировать собственный конспект, дополнить базовые учебно-дидактические материалы своими или заимствованными из других источников, в том числе и из Интернет, учебными материалами, подготовить собственную презентацию (доклад), получить индивидуальное задание от учителя и отчитаться об их выполнении, самостоятельно организовать опережающее изучение учебного материала.

УМК для учителя состоит из:

·      методических рекомендаций по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения математике на основе применения электронных образовательных комплексов «ИНФОФОНД»;

·      учебного пособия, методического пособия или руководства по решению задач, аналогичных по структуре и содержанию из УМК для учащегося;

·      рабочей тетради или сборника заданий и задач для самостоятельного решения, аналогичных по структуре и содержанию из УМК для учащегося;

·      мультимедийного приложения, включающего в себя:

1)      учебно-дидактические материалы и программную среду, которые обеспечивают учителю следующие возможности:

o       автоматически формировать собственные сценарии уроков с использованием проекции на экран материалов мультимедийного приложения и дополнительных материалов, созданных учителем;

o       демонстрировать во время урока на экран готовые уроки авторов комплекса;

o       подготавливать, передавать и контролировать индивидуальные задания для учащихся и выполнение ими самостоятельной творческой работы по подготовке компьютерных презентаций;

o       дополнять любые информационные ресурсы мультимедийного приложения для учителя и для учащегося материалами, найденными им в других программных приложениях или выполненными самостоятельно;

2)      программную среду для формирования различных организационно-аналитических материалов, которые обеспечивают учителю следующие возможности:

o       собирать информацию о результатах тестирования учащихся по каждому разделу, теме или параграфу в виде списка допущенных ошибок по каждому учащемуся и рейтинга ошибок по классу в целом;

o       анализировать результаты выполнения учащимися индивидуальных заданий в виде получаемого по каждому учащемуся персонализированного досье о ходе и результатах выполненной им работы;

o       просматривать выполненные учащимися индивидуальные презентации, загружать их в свое мультимедийное приложение, исправлять в случае необходимости и отправлять учащимся результат проверки в досье, а также отбирать лучшие презентации и выгружать их в мультимедийные приложения всех учащихся;

o       анализировать результаты тестирования учащихся в виде рейтингов допущенных ими при тестировании ошибок для составления плана консультаций и выдачи индивидуальных заданий с целью коррекции знаний каждого учащегося;

o       автоматически составлять любые формы отчетности;

o       дополнять базовые учебно-дидактические материалы собственными или заимствованными, в том числе и из Интернет, т.е. создавать свой личный УМК и при необходимости обмениваться его материалами с мультимедийным приложением УМК для учащегося.

Таким образом, системное обеспечение ЭОК, в том числе и программное обеспечение, реализует необходимые дидактические принципы и методические приемы, обеспечивающие на их основе организацию учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе компьютеризации обучения и применения информационных технологий в средней школе.

УМК по предметам русский язык, математика для 5-6-х классов, алгебра и начала анализа, физика и химия для учителя и учащихся, созданные на вышеназванных педагогических критериях и системных принципах, в течение 3-х лет проходят экспериментальную проверку в школах ряда регионов России.

УМК можно заказать и получить по принципу «книга ¾ почтой», а при оптовых заказах ¾ автотранспортом.

С условиями поставки можно ознакомиться на сайте http://www.education21v.ru или по телефонам (8422) 41-70-21, 41-45 -62, 41-40-96.


Вернуться